Несколько лет вся страна пристально наблюдала за ходом строительства олимпийских объектов в Сочи. Результат поразил весь мир – уникальная архитектура спортивных и туристических объектов гармонично влилась в природную структуру гор и Чёрного моря, внеся в этот пейзаж свой неповторимый колорит. При этом комфортабельность этих объектов также оказалась на самом высоком уровне. Но Олимпиада прошла. Уже практически подведены все итоги и определены планы на будущее. По большому счёту город Сочи успешно превратили в один из презентабельных курортов Европы. А ведь Кубань – это не только Сочи. Это множество городов и станиц со своим потенциалом и возможностями его реализации. И всем жителям края, естественно, хотелось бы, чтоб и их город или станица стали такими же привлекательными для гостей и комфортными для проживания. О том, каковы перспективы развития нашего края и на что именно, в первую очередь, будут направлены силы строительной индустрии нашего края, мы вели разговор с заслуженным строителем России, доктором экономических наук, профессором, депутатом Законодательного собрания Краснодарского Края, генеральным директором ЗАО «Краснодарпроектстрой» Батырбием Тутаришевым.
Батырбий Зульевич, наш край всегда был очень привлекателен для инвесторов различных отраслей. И нам удалось доказать, что мы на самом деле одни из лучших, по результатам проведённых Олимпийских игр, не только в спортивных достижениях. Но что дальше?
Мы как столица региона, безусловно, должны в первую очередь использовать опыт Сочи, продолжая формировать в крае и Краснодаре комфортную городскую среду с участием предприятий и организаций, самих жителей Кубани, обязательно применяя на практике правовые наработки, доказавшие свою эффективность в городе-курорте.
Уверен, что жители нашего края, и в частности города Краснодара, гордятся тем, что на протяжении ряда лет мы входим в тройку лидеров по инвестиционной привлекательности, по объёмам строительства и по вводу объектов в эксплуатацию. Конечно, всё это было бы невозможно без пристального внимания и заботы со стороны администрации края и лично губернатора края Александра Ткачёва.
После подведения итогов строительства олимпийских объектов губернатором принято решение о том, что особое внимание теперь будет уделено столице Кубани – Краснодару. Принята специальная программа «Краснодару – столичный облик», рассчитанная на период с 2014 по 2017 год. Учитывая грандиозный опыт, потенциал, а также способность сплочённо и эффективно действовать со всеми необходимыми структурами, губернатор края поручил возглавить реализацию этой программы первому вице-губернатору Кубани Джамбулату Хатуову. Именно он будет координировать всю работу по развитию инженерной, дорожной, социальной инфраструктуры и благоустройству города, чтобы сделать его действительно южной столицей.
Какие ещё программы жилищного и гражданского строительства намечены в крае и Краснодаре на ближайшие 2–3 года?
Сегодня в крае приняты и реализуются такие долгосрочные краевые целевые программы, как: «Жилище», рассчитанная на период с 2011 по 2015 год; «Повышение устойчивости объектов здравоохранения и образования в сейсмических районах Краснодарского края» – 2010–2013 годы; «Развитие системы дошкольного образования в Краснодарском крае» – 2010–2015 годы; «Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения» – 2012–2015 годы; «Строительство плавательных бассейнов» – 2012–2014 годы и «Краевая адресная инвестиционная программа». Как видите, все эти программы имеют огромное значение для нашей с вами жизни. Но как строитель с 35-летним стажем хочу особо отметить, что основное внимание при реализации любой программы необходимо уделять качеству и безопасности строительства! Важно помнить – наш край находится в зоне повышенной сейсмической опасности, поэтому необходимо возводить объекты, исключающие возможность даже минимального риска.
Последнее время довольно серьёзно поднимается вопрос строительства социального жилья. В середине апреля премьер-министр России Дмитрий Медведев чётко определил стратегию развития программы строительства такого жилья, а также рассмотрения вопроса снижения цен на жильё экономкласса. Как вы прокомментируете эту тему относительно нашего края и города? Готовы ли застройщики участвовать в этой программе?
Я уверен, что 99 % застройщиков, осуществляющих свою деятельность на территории нашего края, да и всей России, с удовольствием приняли бы участие в строительстве социального жилья и жилья эконом-класса. Но здесь есть свои нюансы. Смысл в том, что застройщикам необходимо знать, на каких земельных участках будет строиться это жильё и за чей счёт будут проводиться и подключаться коммуникации. Проблема сложная и решать её должны на федеральном уровне. Скажу вам как депутат Законодательного собрания Краснодарского Края – мы неоднократно рассматривали пути решения этой столь нужной всем нам программы. Но в очередной раз сталкиваемся с проблемой различия категории земель, их собственности, а также с собственниками сетей (вода, электричество, тепло и так далее). Более того, неоднократно на уровне руководителей саморегулируемых организаций России я поднимал вопрос о возможности использования средств компенсационных фондов, лежащих на депозитных счетах банков и приносящих доход только этим финансовым структурам.
Каков результат ваших обращений?
Наши предложения были услышаны и оценены – 3 апреля премьер-министр Дмитрий Медведев поручил министерству финансов и министерству строительства до 12 июня сего года представить проект правового акта, предусматривающего возможность покупки инфраструктурных облигаций за счёт средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций в строительстве. В перечне поручений по итогам заседания президиума совета при президенте России, состоявшегося 18 марта этого года, говорится следующее: «Минстрою, Минфину с участием АИЖК и национальных объединений СРО до 12 июня представить проект правового акта, предусматривающего возможность приобретения облигаций АИЖК и облигаций с залоговым обеспечением, выпущенных в целях финансирования приобретения построенной в рамках программы „Жильё для российской семьи“ с инженерно-технической инфраструктурой, за счёт компенсационных фондов СРО в строительстве». На заседании совета при президенте РФ по жилищной политике и повышению доступности жилья министерству строительства было поручено организовать рассмотрение перечня участков программы «Жильё для российской семьи» с учётом достигнутых в субъектах РФ объёмов жилищного строительства, спроса на жильё, наличия необходимого количества участков и других ресурсов для реализации данной программы и по итогам рассмотрения утвердить этот перечень.
Кроме того, Минстрой должен обеспечить принятие в Государственной думе РФ в весеннюю сессию 2014 года законов, направленных на реализацию этой программы. В том числе и о предоставлении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности под строительство жилья, а также совместно с Минэнерго, Минэкономразвития и Минрегионом проработать вопросы одновременного выделения земли под строительство жилых домов и создание энергетической инфраструктуры для этих домов.
Батырбий Зульевич, 25 апреля в Москве прошёл VIII Всероссийский съезд саморегулируемых организаций в строительстве. Какие вопросы поднимались на этом съезде и каковы основные цели работы НОСТРОЙ?
Основным вопросом повестки дня съезда стали выборы президента Национального объединения строителей. По итогам голосования президентом НОСТРОЙ избран генеральный директор ОАО «Трансинжстрой», бывший руководитель Ростехнадзора Николай Кутьин. По его словам, для решения основных задач строителей и дальнейшей продуктивной работы института саморегулирования необходимо объединить усилия профессионального сообщества, наладить конструктивный диалог с органами исполнительной и законодательной власти. Вся работа, которая проводится этой организацией, направлена на выполнение основных целей, определённых Градостроительным кодексом РФ, – безопасность и качество выполнения строительно-монтажных работ. Если в какой-либо другой отрасли отказ работы детали сразу даёт о себе знать – не поедет автомобиль или не будет работать какой-либо агрегат, – то в нашей сфере нарушения нередко дают о себе знать через десятки лет. Происходит это из-за того, что застройщик, зная, что ответственность наступит нескоро, на многих вещах экономит, порой в ущерб здоровью и жизни людей. Это недопустимо. Строительство – процесс сложный, требующий от исполнителей глубоких знаний по широкому кругу вопросов. Качество выполненных работ и конечной строительной продукции всегда было и остаётся актуальной проблемой. К большому сожалению, на сегодня законодателем пока не продумана необходимость вступления строительных промышленных предприятий, выпускающих стройматериалы, в саморегулируемые организации. Когда на законодательном уровне этот вопрос будет решён, руководители таких предприятий будут более серьёзно подходить к вопросам безопасности производимых материалов, так как будут нести персональную ответственность. Чего только стоит случай в Кировской области, где через год после открытия перинатального центра его срочно закрыли. Причиной оказалось наличие в наливных полах стирола, который дает ядовитые испарения.
То, что сегодня простой обыватель не застрахован от опасных для здоровья строительных материалов уже становится очевидным. И мы надеемся, что решение этой проблемы будет найдено очень скоро. Но ведь качество строительства зависит не только от стройматериалов, но и от профессионализма самих строителей. На ваш взгляд, российская инженерная и профессионально-рабочая база соответствует необходимому уровню качественного и безопасного строительства?
К глубокому сожалению, высшая школа, которой мы так гордились раньше, перешла на двухуровневую систему образования, что повлекло за собой ряд проблем. Дело в том, что эта система базируется на идее объединения российской и европейской систем образования. А это ведёт к тому, что студенты получают в основном базовые, широкопрофильные знания в той сфере, где им придётся работать. А в строительстве не может быть «общих знаний». Эта сфера требует специальных серьёзных и глубоких инженерных знаний. Более того, в документах, устанавливающих требования к профессиональным строителям, бакалавры не прописаны, а значит, в реальном секторе востребованы не будут. Всё это в конечном итоге приведёт к острому дефициту инженерных кадров в строительной отрасли, а бакалавры с высшим образованием пополнят ряды безработных. Как ни парадоксально, но сейчас выпускники ПТУ имеют большее преимущество в профессиональном образовании, чем бакалавры. На сегодняшний день, единственный стандарт, сохранивший классическое одноуровневое образование, – это государственный образовательный стандарт «Строительство уникальных зданий и сооружений». Только здесь пока включены все необходимые темы и предметы для обучения высокопрофессиональных инженеров. Но ведь эту систему можно и нужно вводить в образовательный процесс всех строительных вузов – и не только. На базах крупных и средних строительных компаний, имеющих необходимую материальную базу, лаборатории, оборудование, можно создать центры повышения квалификации по профессиональной подготовке получивших диплом бакалавра специалистов до уровня высококлассных и востребованных инженеров. Но прежде всего, этим должны заниматься сами руководители предприятий, которые заинтересованы в своём дальнейшем развитии. Конечно, здесь необходима совместная работа с заинтересованными министерствами и ведомствами и, в первую очередь, с министерством образования и науки.
Вы говорите об инженерной касте, но ведь без рабочего инженер ничего не построит. А здесь, как я знаю, также довольно серьёзная профессиональная брешь. Рабочие на стройках – это в основном наспех самостоятельно переквалифицированные люди других профессий, а порой и вообще без неё. Престиж строительной рабочей профессии утерян. Как выходить из этой ситуации?
Сегодня руководство страны как никогда обращает внимание на необходимость подготовки высококвалифицированного рабочего специалиста, воссоздания класса рабочей аристократии, которая к 2020 году должна составить не менее трети квалифицированных работников – около десяти миллионов человек. Но как сегодня можно об этом говорить,
когда только в Краснодаре, по данным службы занятости, не укомплектованы работниками примерно 200 строительных организаций! Потребность в рабочих руках в городе составляет 3,5 тысячи человек – арматурщиков, бетонщиков, сварщиков, облицовщиков и многих других. И это притом, что нашим губернатором Александром Ткачёвым постоянно уделяется внимание созданию ресурсных центров, выстраивается система подготовки кадров и контроля за использованием трудовых ресурсов. Поэтому, являясь членом совета НОССТРОЙ и его координатором по ЮФО, на самом высоком уровне я лоббировал решение такой важной проблемы, как подготовка квалифицированной рабочей силы для предприятий малого и среднего бизнеса. В результате в конце прошлого года за счёт средств, выделенных НОСТРОЙ, на базе автономной некоммерческой образовательной организации «Межотраслевой учебный центр „Краснодарский“» было обучено 58 человек. На данный момент мы начинаем формировать новые группы. Прошу откликнуться коллег и направлять своих работников на обучение.
Батырбий Зульевич, не могу не задать вам вопрос, касающийся вашей деятельности как депутата Законодательного собрания Краснодарского края. Какая работа ведётся на уровне муниципальных образований?
Нам надо вернуться к системе архитектурно-строительного надзора в муниципальных образованиях. Благодаря чёткой работе инспекторов, которые контролировали все технологические процессы строительства от отвода земельного участка до сдачи объектов в эксплуатацию, невозможно было самовольно строить объекты, нарушать процессы нормального строительства с оформлением актов на скрытые работы. Особенно большое внимание уделялось качеству строительных материалов, качеству выполнения строительно-монтажных работ, инженерных сетей. Но, к сожалению, эта система нарушена, ликвидирована и такого контроля нет сегодня. На уровне МО нужно восстановить эту систему, тогда мы сможем навести соответствующий порядок в строительстве. Многие МО нашли возможность вернуться к этой системе. Нам необходимо проработать на законодательном уровне, как мы можем наделить соответствующими полномочиями департамент строительства, который, по сути, и должен осуществлять контроль качества и безопасности строящихся объектов, как и раньше это было. Никто сегодня не отменял технический, авторский, лабораторный контроль строительных процессов.
Светлана СИНЦАРЁВА
Работаем по Краснодару и Краснодарскому краю
Информация по телефону: